Статья "Цыганский костюм"

Многие зрители задают вопросы о наших костюмах: как они создаются, какие детали используются, что такое цыганский национальный костюм, который у некоторых цыганских этнических групп продержался до сегодняшних дней. Традиционный женский костюм, который мы и используем на сцене, включает в себя широкую юбку с оборкой,кофту с просторными рукавами, шаль и обязательно многочисленные золотые или серебряные украшения.
Юбка. Почему она широкая? Идёт цыганка по степи, детей много, рук на всех не хватает, дети и держатся за её юбку. Таким образом костюм продиктован образом жизни кочевых цыган.

(фото№1 стр. 211)
Цветастые расцветки на цыганках можно было увидеть ближе к 19 веку, когда они были в состоянии купить более дорогие, пёстрые ткани с цветочным
орнаментом. Ещё в 18 веке цыганкам было небезопасно появляться на улицах и чем-то выделяться из толпы, потому что в странах Западной Европы
существовали антицыганские законы, и женщина в цыганском костюме могла подвергнуться публичной порке. Поэтому цвета одежды были неброскими:
чёрный, серый, темно-синий. Поскольку одним из отличительных признаком костюма была бедность, т.е. оборванный подол, рваные рукава, то все эти
моменты органично можно использовать и стилизованном сценическом одеянии. Модельер Марина Печекладова, создавая нашему ансамблю коллекцию костюмов,
удачно учла эти особенности.
(фото костюма№2 и. д.)
пояснение: в костюме на фото №2 рукав Ирины Лиманской
один широкий и богатый, второго вообще нет,
его заменяет бахрома, часто используемая
при отделке.
(фото №3 И.Д.)
пояснение: Второй костюм более таборный: юбка сшита из
двух разных тканей: однотонной, украшенной
бисером и пёстрой, с бахромой и монетками.
Оборка у юбки была заимствована у испанского женского костюма.
Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него
она не имела права подходить к посуде, чтобы не осквернить её своей юбкой. Надо сказать, что у цыган существует система табу, называемая пэкэлимос.
Эти табу относятся к нижней части женского тела. Длинная юбка должна прикрывать ноги. И даже по сегодняшний день девушка-цыганка никогда не наденет
короткую юбку, в цыганской диаспоре это считается верхом неприличия. Замужним женщинам до сих пор нельзя надевать брюки, осудит родня. Юбка вообще
у цыган-вещь интересная. С ней связано много примет и бытовых правил. Например, в нашей семье (этническая группа-ловари) одного мужчину недостойного
поведения женщины накрыли юбкой. Это большое унижение для мужчины, он становится "поганым", и с ним никто уже не сядет за стол, не выпьет вина и.т.д.
А кто случайно это сделает, тот тоже "опоганивается", и его ждёт та же участь. Поэтому женщина готовила всегда в фартуке, чтобы юбкой случайно
не дотронуться до посуды. Приоткрывая причуды бытовой цыганской жизни, надо сказать, что, например посуда, поставленная на пол, тоже считалась "поганой",
и её тут же выбрасывали. За всеми этими правилами зорко следили старшие женщины, которые были в семье уважаемыми и имели право сидеть за столом рядом с
мужчинами.
А какой был скандал, когда одна цыганка перешагнула через гитару, боже! Гитару-то кому охота выбрасывать, чуть косы ей все не пооборвали. Уже все забыли,
почему так надо делать, спросишь, -обьяснить не сумеют, но правила соблюдаются беспрекословно.
(фото№4)
Цыганская кофта отличается разнообразием широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, различный фасон. При танце ничего не должно сковывать
движения.
(фото №5, №6)
Если, например, у танцовщиц кофта завязана узлом под грудью, а живот голый, то это не цыганки, цыганка живот не откроет на общее обозрение. Кофта, как и
юбка украшалась бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.
Важная деталь костюма-шаль, которая делает его очень живописным. Но она ещё служила чисто утилитарным целям: её надевали на плечи в прохладу, в ней носили
детей, уходя на заработки, она служила одеялом ребёнку и.т.д. Её носили на голове, на плечах, на бёдрах. Есть даже цыганская песня "Шалёнка", где девушка
просит мать купить ей шаль, чтобы подарить золовке. Видно золовка оказалась лютою, и чтобы её как-то задобрить, она хочет ей сделать такой подарок. в нашем
репертуаре есть песня "Цыганская шаль"(исп.Анита Михай). Так же шаль используется в обрядовых моментах свадьбы.
(фото№7№8№9)
Замужняя женщина покрывала голову платком, закручивая его жгутом на лбу. Простоволосой она уже не имела права показываться на людях.
(фото№10№11)
Все цыгане делятся на ряд этнических групп, которые отличаются друг от друга диалектом, родом занятий, обычаями. В Нижнем Новгороде проживают группы с такими
названиями: кэлдэрари (котляры), кишенёвцы, крымские рома, русска рома, сэрвы, ловари, плащуны, влахи. Даже в нашем ансамбле имеются представители 3х
этнических групп.
Цино и Кристина-русска рома (региональная группа сибиряки). Очень певучая нация, любит помногу пить чай и отличается непомерной страстью к украшениям.
(фото№12)
Ирина и Мако Лиманские-ловари. Ловари-самое богатое цыганское население, отличается высокой мобильностью, удачливостью в делах, гибкостью психологии, позволяющей
впитывать новое и отбрасывать те традиции, которые мешают в современных условиях. Мужчины этой группы занимаются бизнесом, женщины гадают.
(фото№13)
Земфира Богданова-котляры (или ешё их называют кэлдэрари). В старину занимались таким ремеслом, как лужение котлов. Пели и плясали только для себя, хлеб у
местных музыкантов-цыган не отбирали. Их удел был ремесло.
(фото№14)
Цыгане-плащуны сами, наверное, не знают происхождения своего названия. Дело в том, что в старину это племя было настолько бедным, что прикрывало наготу(мужчины)
только драным плащём. Отсюда название.
(фото№15)
Обувь. Раньше, по бедности, цыганки ходили босиком до холодов, потом надевали сапоги ярких расцветок. Поэтому таборные танцы танцуются босыми ногами. Вообще,
женская голая ступня, когда всё остальное закрыто, смотрится очень привлекательно.
(фото с Ipad, босые цыганки)
Сапоги у мужчин были их гордостью, они говорили об их достатке, самоуважении. Сапоги нередко украшались золотыми монетками, узорчатой выделкой. Сапоги цыган
прятал под голову, когда спал, чтобы не украли. Даже в песнях часто ведётся речь про сапоги.
"Кто приехал, кто приехал
В красных сапогах
Сватать девушку-цыганку
В золотых серьгах"
Или(перевод с цыг.):
Дайте побольше света, чтоб цыган часом сапоги свои не запачкал.
(фото№16)
Цыганский мужской костюм не менее живописен, чем женский. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Куртки, штаны, жилетки могут быть украшены
позументами, аппликациямим.
Рубашка-цветная, с широкими рукавами, ворот-апаш.
Фасонистые цыгане носили шляпу, шелковый платок, который крепился к пиджаку, и как дополнительный аксессуар-богато инкрустированая трубка. У нас в семье ловарен
такая трубка, с изображением Мефистофеля с изумрудными глазами служила реликвией, доставшейся от прадеда.
Выразительный был и широкий ремень из мягкой узорчатой кожи, он мог быть украшен и камнями, и золотыми клёпками. К нему привешивалась и плётка, и нож, и мешочек с
целебными травами, табаком и дохлой летучей мышкой, служившей амулетом. Мы тоже в своё время возили такую мышку по всем гастролям. Поверье это как-то сохранилось
до наших дней.
(фото№17)
Украшения.
Вот без чего цыгане жить не могут,- так это без украшений. Золото у нас- предмет первой необходимости. Сколько ни надень- много не будет. Цыгане не могли класть
деньги в банк, по этому накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в качестве бесчисленных браслетов, монист, колец и серёг. Всё своё носили на себе.
Когда девушка просватана, ей на шею вешалась на шнурочек одна золотая монетка; когда же она выходила замуж, на неё в качестве приданого надевали монисто.
(фото№19 стр248)
Мужчины носили в левом ухе серьгу, если ребёнку проколоть ухо в нужной точке, когда у него зоркое зрение, то оно останется таким на всю жизнь.
Цыганским камнем считается коралл. Бусы из красного коралла очень красиво смотрятся на смуглой шее.
(фото№21)
В статье использованы материалы из книги "История цыган". Авторы- Н.Деметер. Н.Бессонов. В.Кутенков.
Многие зрители задают вопросы о наших костюмах: как они создаются, какие детали используются, что такое цыганский национальный костюм, который у некоторых цыганских этнических групп продержался до сегодняшних дней. Традиционный женский костюм, который мы и используем на сцене, включает в себя широкую юбку с оборкой,кофту с просторными рукавами, шаль и обязательно многочисленные золотые или серебряные украшения.
Юбка. Почему она широкая? Идёт цыганка по степи, детей много, рук на всех не хватает, дети и держатся за её юбку. Таким образом костюм продиктован
образом жизни кочевых цыган.
1
Цветастые расцветки на цыганках можно было увидеть ближе к 19 веку, когда они были в состоянии купить более дорогие, пёстрые ткани с цветочным
орнаментом. Ещё в 18 веке цыганкам было небезопасно появляться на улицах и чем-то выделяться из толпы, потому что в странах Западной Европы
существовали антицыганские законы, и женщина в цыганском костюме могла подвергнуться публичной порке. Поэтому цвета одежды были неброскими:
чёрный, серый, темно-синий. Поскольку одним из отличительных признаком костюма была бедность, т.е. оборванный подол, рваные рукава, то все эти
моменты органично можно использовать и стилизованном сценическом одеянии. Модельер Марина Печекладова, создавая нашему ансамблю коллекцию костюмов,
удачно учла эти особенности.
2
В костюме на фото №2 рукав Ирины Лиманской один широкий и богатый, второго вообще нет,
его заменяет бахрома, часто используемая при отделке.
3
Второй костюм более таборный: юбка сшита из двух разных тканей: однотонной, украшенной
бисером и пёстрой, с бахромой и монетками.
Оборка у юбки была заимствована у испанского женского костюма. Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него она не имела права подходить к посуде, чтобы не осквернить её своей юбкой. Надо сказать, что у цыган существует система табу, называемая пэкэлимос. Эти табу относятся к нижней части женского тела. Длинная юбка должна прикрывать ноги. И даже по сегодняшний день девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, в цыганской диаспоре это считается верхом неприличия. Замужним женщинам до сих пор нельзя надевать брюки, осудит родня. Юбка вообще у цыган-вещь интересная. С ней связано много примет и бытовых правил. Например, в нашей семье (этническая группа-ловари) одного мужчину недостойного поведения женщины накрыли юбкой. Это большое унижение для мужчины, он становится "поганым", и с ним никто уже не сядет за стол, не выпьет вина и.т.д. А кто случайно это сделает, тот тоже "опоганивается", и его ждёт та же участь. Поэтому женщина готовила всегда в фартуке, чтобы юбкой случайно не дотронуться до посуды. Приоткрывая причуды бытовой цыганской жизни, надо сказать, что, например посуда, поставленная на пол, тоже считалась "поганой", и её тут же выбрасывали. За всеми этими правилами зорко следили старшие женщины, которые были в семье уважаемыми и имели право сидеть за столом рядом с мужчинами. А какой был скандал, когда одна цыганка перешагнула через гитару, боже! Гитару-то кому охота выбрасывать, чуть косы ей все не пооборвали. Уже все забыли, почему так надо делать, спросишь, -обьяснить не сумеют, но правила соблюдаются беспрекословно.
4
Цыганская кофта отличается разнообразием широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, различный фасон. При танце ничего не должно сковывать движения.
5 6
Если, например, у танцовщиц кофта завязана узлом под грудью, а живот голый, то это не цыганки, цыганка живот не откроет на общее обозрение. Кофта, как и юбка украшалась бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром. Важная деталь костюма-шаль, которая делает его очень живописным. Но она ещё служила чисто утилитарным целям: её надевали на плечи в прохладу, в ней носили детей, уходя на заработки, она служила одеялом ребёнку и.т.д. Её носили на голове, на плечах, на бёдрах. Есть даже цыганская песня "Шалёнка", где девушка просит мать купить ей шаль, чтобы подарить золовке. Видно золовка оказалась лютою, и чтобы её как-то задобрить, она хочет ей сделать такой подарок. в нашем репертуаре есть песня "Цыганская шаль"(исп.Анита Михай). Так же шаль используется в обрядовых моментах свадьбы.
7 8 9
Замужняя женщина покрывала голову платком, закручивая его жгутом на лбу. Простоволосой она уже не имела права показываться на людях.
10 11
Все цыгане делятся на ряд этнических групп, которые отличаются друг от друга диалектом, родом занятий, обычаями. В Нижнем Новгороде проживают группы с такими названиями: кэлдэрари (котляры), кишенёвцы, крымские рома, русска рома, сэрвы, ловари, плащуны, влахи. Даже в нашем ансамбле имеются представители 3х этнических групп. Цино и Кристина-русска рома (региональная группа сибиряки). Очень певучая нация, любит помногу пить чай и отличается непомерной страстью к украшениям.
12
Ирина и Мако Лиманские-ловари. Ловари-самое богатое цыганское население, отличается высокой мобильностью, удачливостью в делах, гибкостью психологии, позволяющей впитывать новое и отбрасывать те традиции, которые мешают в современных условиях. Мужчины этой группы занимаются бизнесом, женщины гадают.
13
Земфира Богданова-котляры (или ешё их называют кэлдэрари). В старину занимались таким ремеслом, как лужение котлов. Пели и плясали только для себя, хлеб у местных музыкантов-цыган не отбирали. Их удел был ремесло.
14 IMG_0850
Цыгане-плащуны сами, наверное, не знают происхождения своего названия. Дело в том, что в старину это племя было настолько бедным, что прикрывало наготу(мужчины) только драным плащём. Отсюда название.
15
Обувь. Раньше, по бедности, цыганки ходили босиком до холодов, потом надевали сапоги ярких расцветок. Поэтому таборные танцы танцуются босыми ногами. Вообще, женская голая ступня, когда всё остальное закрыто, смотрится очень привлекательно.
16
Сапоги у мужчин были их гордостью, они говорили об их достатке, самоуважении. Сапоги нередко украшались золотыми монетками, узорчатой выделкой. Сапоги цыган прятал под голову, когда спал, чтобы не украли. Даже в песнях часто ведётся речь про сапоги:
"Кто приехал, кто приехал
В красных сапогах
Сватать девушку-цыганку
В золотых серьгах"
Или(перевод с цыг.): Дайте побольше света, чтоб цыган часом сапоги свои не запачкал.
Цыганский мужской костюм не менее живописен, чем женский. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Куртки, штаны, жилетки могут быть украшены позументами, аппликациямим. Рубашка-цветная, с широкими рукавами, ворот-апаш. Фасонистые цыгане носили шляпу, шелковый платок, который крепился к пиджаку, и как дополнительный аксессуар-богато инкрустированая трубка. У нас в семье ловарен такая трубка, с изображением Мефистофеля с изумрудными глазами служила реликвией, доставшейся от прадеда. Выразительный был и широкий ремень из мягкой узорчатой кожи, он мог быть украшен и камнями, и золотыми клёпками. К нему привешивалась и плётка, и нож, и мешочек с целебными травами, табаком и дохлой летучей мышкой, служившей амулетом. Мы тоже в своё время возили такую мышку по всем гастролям. Поверье это как-то сохранилось до наших дней.
17
Украшения. Вот без чего цыгане жить не могут,- так это без украшений. Золото у нас- предмет первой необходимости. Сколько ни надень- много не будет. Цыгане не могли класть деньги в банк, по этому накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в качестве бесчисленных браслетов, монист, колец и серёг. Всё своё носили на себе. Когда девушка просватана, ей на шею вешалась на шнурочек одна золотая монетка; когда же она выходила замуж, на неё в качестве приданого надевали монисто.
18 19
Мужчины носили в левом ухе серьгу, если ребёнку проколоть ухо в нужной точке, когда у него зоркое зрение, то оно останется таким на всю жизнь. Цыганским камнем считается коралл. Бусы из красного коралла очень красиво смотрятся на смуглой шее.
21
В статье использованы материалы из книги "История цыган". Авторы- Н.Деметер. Н.Бессонов. В.Кутенков.