Статья в журнале "Любовь. Семья. Дом"

Десять лет — много это или мало? Для человека— немного, хотя в этом возрасте многие уже успевают окончить начальную школу, добиться первых жизненных побед. Ну а для творческого коллектива - возраст более чем солидный. Даже для такого, на первый взгляд, несолидного, как цыганский ансамбль "Бричка". Какая уж там солидность: зажигательные танцы, полные страсти песни, виртуозные гитарные переборы. Недаром говорится в цыганской пословице: "Конэстэ рат шылало, одова нанэ ром" ("У кого кровь холодная, тот не цыган"). В ее справедливости могли убедиться все, кто 8 апреля пришел в Нижегородский театр кукол в гости к "Бричке" на юбилейный вечер (фото).

День рождения «Бричка» каждый год отмечает 1 апреля. Именно в этот веселый день в 2000 году состоялось первое вы­ступление ансамбля в одном из ночных клубов. Неудивитель­но: шутки и насмешливость, легкая доля нахальства вообще в цыганском характере (в чем мы еще раз убедились на юбилей­ном вечере, очень напоминавшем веселый театральный ка­пустник). Но в этом году день шуток пришелся на Страстную неделю, и артисты (при всей их разухабистости и удали очень благочестивые, соблюдающие православные традиции) реши­ли перенести торжество на более позднее время. Свободный вечер в Театре кукол нашелся 8 апреля — как раз в Междуна­родный день цыган. Дату учредили в память о событии 1501

года, когда кочевые люди впервые были признаны как народ, и цыганский вожак Василь получил из рук литовского князя Александра Каземировича охранную грамоту. Согласно одной цыганской легенде, Бог так полюбил цыган за их веселье и та­лант, что не стал привязывать их к клочкам земли, а подарил для жизни весь мир. И люди всего мира восхищаются их та­борными песнями: протяжными любовными — «для своих», бесшабашно-веселыми — для всех.

Ночь, поле, протяжная песня, звон гитарных струн — и манящее пламя костра, который разгорается всё ярче. Празд­ник начался — и через несколько минут зал, что называется, «готов». Магия цыганской музыки и танца на всех действует одинаково, заставляет забыть землю и небо, прямо по Высоцкому: «Душу и рубаху — эх! — разорву я в клочья, только помогите мне, цыга­не!». Каждый готов был бежать на сцену и если не пуститься в пляс, то хотя бы спеть вместе с «Бричкой».

Впрочем, такая возможность была дана практически каждому. Не секрет ведь, что юби­лей ансамбля — «только повод, чтобы заманить зрителей». Известные нижегородские веду­щие праздников, артисты, певцы, композиторы, бизнесмены-меценаты, работники проектных институтов и даже сотрудники милиции — кто только не поднимался на сцену, чтобы поздра­вить с юбилеем «Бричку» и ее художественного руководителя Ирину Лиманскую! Она в этот вечер была не только автором и режиссером всего действа, но и неподражаемым конферансье.

Ирина профессиональная актриса и режиссер, у нее теа­тральное образование. У певицы, музыкального руководителя Аниты Михай за плечами музыкальное училище и консервато­рия. Танцор Тахир Харахай окончил колледж культуры, он про­фессиональный хореограф. Мало кто умеет так, как он, отбивать степ — чечетку. Таборная пластика, цыганский танец — особая стихия разгульного вольного, бесшабашного стиля, естествен­ность, эмоциональность, заразительность.

Впрочем, образование не главное. Все участники «Брич­ки» — выходцы из артистических цыганских династий. Мако Лиманский играет на гитаре с рождения. В «Бричке» он цыган-романтик, а на рок-концертах (в Москве, в Нижнем, по всей России) — виртуозный бас-гитарист. Таня Гуравская, мастер та­борного танца, и обладатель волшебного голоса кудрявый кра­савец Цино Гуравский в ансамбле с тринадцати лет. Самой юной актрисе, Кристине Сухановой, всего четырнадцать. Каждый из них родился артистом, в этом нет сомнений.

12-литровый фужер (который, по цыганской традиции, нуж­но непременно осушить до дна), живописное полотно, сюжетом которого стал концерт ансамбля, подкова на счастье — каких только подарков не вручили «Бричке» в этот день. Но, наверное, самые впечатляющие — хорошая концертная гитара и собственный сайт http://www.brichka-gipsy.ru и сертификат на него, привезенный московским поклонником их искусства.

В первом отделении поздравления от гостей перемежа­лись выступлениями самой «Брички». И вот еще пример ма­гии. «Сколько же их?» — думаешь каждый раз, когда видишь выступление «Брички». При этом мы все прекрасно знаем: в ансамбле семеро артистов, при желании можем их даже сосчитать и убедиться в этом. Но — бешено-озорной ритм, водоворот ярких юбок и широких рукавов, задорная песня упрямо создают впечатление, что перед нами огромный та­бор, заполняющий всю сцену. Кстати, о юбках и рукавах, о расшитых сверкающих камзолах и других костюмах. Их ав­тор, дизайнер-модельер Марина Печекладова, хозяйка ате­лье «Маля», в своем поздравительном слове рассказала о том, как долго и тщательно придумывала наряды для «Брички», как изучала цыганскую культуру и традиции, о километрах шелка, ситца и тесьмы, из которых рождались рюши, вола­ны, оборки и кисти бахромы.

— Клиенты видят цыганские костюмы, висящие на мане­кенах, и приходят в полнейший восторг, — рассказала она. — У всех сразу улучшается настроение.

После антракта зрители вернулись в зал, рассчитывая, что продолжат приобщаться к цыганскому искусству в цы­ганском же исполнении. Ан нет! Цыганские песни и танцы во втором отделении исполняли уже гости: вы часто слыша­ли, например, как солист панк-рок-группы поет романс? А герои праздника... Ни за что не догадаетесь! Мастер цыган­ской чечетки Тахир, оказывается, исключительно владеет и другими видами степа и мастерски танцует, в частности, ирландскую джигу. Цино поет не только цыганские, но и по­пулярные эстрадные песни (причем гораздо лучше, чем их постоянные исполнители). Ну а Таня Гуравская виртуозно исполняет классические пьесы на фортепиано.

Четвертый час концерта — а артисты, кажется, ничуть и не устали. Не зря же еще одна цыганская пословица говорит: «Конэстэ екх жыла, а ромэстэ дуй» («У кого одна жила, а у цыгана две»), В репертуаре «Брички» столько номеров, что если их исполнять подряд, без перерывов, понадобится боль­ше трех часов: не каждый справится. Это и народный цы­ганский фольклор — «цыганская венгерка», степ, испанское фламенко — это тоже цыганский стиль! — таборные песни, романсы, лирические, озорные и величальные песни.

Что может быть прелестнее,

Когда, любовь тая,

Друзей встречает с песнею

Цыганская семья.

Нам в дружбе нет различия,

Живя семьей своей,

Мы свято чтим обычаи

И любим всех друзей!

И мы, друзья ансамбля, тоже любим ансамбль «Бричка», бережно сохраняющий и дарящий нам при каждой встрече — на концертах, на свадьбах, вечерах и праздниках — искорку цыганского костра и частичку общей души самобытного пле­мени гордых, свободолюбивых детей степных просторов.

Ирина ЗУБКОВА, журнал «Любовь. Семья. Дом»

Фото Константина Трубникова, Михаила Ткаченко